Стоимость работы фотографа определяется:
- их объективным качеством;
- рынком, в котором вы работаете;
- вашими амбициями.
Пройдем по каждому пункту подробнее.
Объективное качество вашей работы
Субъективно мы можем себя считать хоть богами, хоть ничтожествами. Причем последнее встречается у людей нашей профессии чаще. Судите о своих фотографиях не только самостоятельно, но и получая обратную связь со стороны: от клиентов, подписчиков и обязательно от профессионального сообщества.
Очень рекомендую регулярно заказывать портфолио ревью у тех, на кого вы равняетесь, кто является для вас авторитетом среди коллег. Задайте им 2 вопроса:
- «Как ты считаешь, сколько я могу брать за свои съемки в час?».
- «Что мне сделать, чтобы поднять ценник?».
Обычно такими знаниями делятся или честно, или бесплатно. Think about it.
Получив несколько мнений со стороны, вы будете более объективно себя оценивать.
Кстати, работа оценивается не только с технической точки зрения. Клиентам важно, какой вы человек и насколько приятно с вами работать. Обычно этот критерий легко оценить по качеству ваших взаимоотношений с заказчиками (да и с любыми другими людьми).
Рынок
Стоимость услуг зависит от города, в котором вы их оказываете: его населенности, близости к столице или культурному центру, уровня развития самой культуры.
Вы можете работать как в маленьком городе с нижней планкой 500-1000 руб./час и максимальной 5000 руб./час, так и в более крупном с ценником 10 000 руб./час и выше. Потолка нет.
Но помните, что чем выше ваш ценник, тем меньше людей, готовых столько платить. Будет своевременно вспомнить о пирамиде потребностей Маслоу. Чем выше человек по ней поднимается, то обычно и зарабатывает больше. Но и людей таких — меньше.
И здесь мы плавно переходим к 3 пункту.
Амбиции
И это самое интересное. Вы можете брать больше, чем вас оценивают другие фотографы, и больше, чем принято по рынку, но вы должны это чем-то объяснить, то есть показать ценность.
Если для кого-то вы «дорогой», значит, для него цена не равно ценность.
Что может поднять вашу ценность в глазах потенциального клиента?
- Вас ему порекомендовали много знакомых (и я не просто так поставил это на первое место).
- Скорость отдачи готового материала.
- Ваш внешний вид.
- Дополнительное оформление работ.
- «Больше за те же деньги»: например вы отдаете больше фотографий в ретуши, чем коллеги по рынку. Еще: разработка концепции съемки, подбор команды, полная организация фотосессии под ключ.
- Личный бренд, то есть ваша известность — для прокачки этого пункта активно светимся в соцсетях и на мероприятиях.
- Известность людей в вашем портфолио.
В комплексе это делают далеко не все, поэтому есть фотографы, которые берут 50 и более тысяч за фотосет, а это очень прилично даже для столицы. И вы вполне можете быть среди этих спецов.
Посмотрите пример того, как меня выбрали на одно крупное мероприятие. Эти скрины мне прислал сам заказчик, отвечая на мой вопрос «кто меня порекомендовал?».
Итак, порядок действий:
Спрашиваете мнение у других фотографов и аудитории, анализируете рынок, соотносите со своими амбициями, думаете, какую дополнительную ценность вы можете предложить потенциальным клиентам, чтобы получить желаемый ценник.